В Беларуси насчитывают пять явлений, включенных в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. «Колядные цари» – одно из них и проводится ежегодно на Старый Новый год. Расскажем подробнее, как появился этот уникальный обряд, что собой представляет и как на нем побывать. А также покажем, как прошел обряд в 2024-м году.

Немного истории

Женщины в народных костюмах выступают на обряде «Калядныя цары», Семежево, Беларусь
Женщина в народном костюме выступает перед гостями обряда "Калядныя цары" в деревне Семежево, Беларусь

Обряд «Колядные цари» зародился в Беларуси еще в конце XVIII века, после разделов Речи Посполитой. В то время рядом с деревней Семежево квартировался отряд русской армии. И ежегодно под Новый год солдаты обходили деревенские дома, поздравляли жителей и устраивали для них небольшое представление.

Человек в образе козы на обряде "Калядныя цары" в Семежево, Беларусь
Женщина в костюме на обряде "Колядные цари" в деревне Семежево, Беларусь
Участники обряда "Колядные цари" в Семежево, Беларусь

К сожалению, что именно они показывали, уже неизвестно. Но жителям деревни представления нравились, так что солдаты получали от них небольшие подарки – в основном, еду.

Хоровод с участниками и гостями обряда "Колядные цари" в деревне Семежево, Беларусь
Посетители обряда "Колядные цари" смотрят выступление у Дворца Культуры в Семежево, Беларусь
Гости обряда "Калядныя цары" смотрят выступление у Дворца Культуры в Семежево, Беларусь

Спустя годы солдатский отряд покинул деревню. Но жители Семежево так привыкли к новогоднему обряду, что решили продолжить добрую традицию. Мужчины деревни стали сами наряжаться в солдат и устраивать представления, переходя из дома в дом.

Торговые ряды на "Колядные цари", Семежево, Беларусь
Жители и гости обряда "Колядные цари", Семежево, Беларусь
Торговые ряды на "Колядные цари", Семежево, Беларусь

Позже обряд «Колядные цари» на какое-то время исчез. Но в 1996 году жители Семежево решили его возродить – и преуспели в этом. Постепенно обряд стал известен по всей стране, а в 2009 году его даже внесли в списки ЮНЕСКО как находящийся на грани исчезновения и нуждающийся в защите.

Что представляет собой обряд в наши дни

Торговые ряды на "Колядные цари", Семежево, Беларусь
Солдаты - участники обряда "Калядныя цары" в деревне Семежево, Беларусь
Солдаты на обряде "Колядные цари", Семежево, Беларусь

«Колядные цари» проводятся ежегодно в Щедрый вечер – с 13 на 14 января. В обряде участвуют не только жители Семежево, но и люди из окрестных сел и деревень, а некоторые даже приезжают из больших городов, чтобы посмотреть его.

Выступление солдат на сцене во время обряда "Колядные цари", Семежево, Беларусь
Выступление солдат на сцене во время обряда "Цари Коледы" в деревне Семежево, Беларусь
Гость обряда "Колядные цари" снимает на телефон выступление солдат, Семежево, Беларусь

В основе современного представления – народная пьеса «Царь Максимилиан», известная с XVIII столетия. Пьеса, в общем-то, имеет трагичный финал. Но для праздника такое, конечно, не подходит, так что все мрачные мотивы из нее исключили и показывают только то, что может повеселить народ.

Хоровод участников обряда "Калядныя цары", Семежево, Беларусь
Цари-солдаты маршируют во время обряда "Колядные цари", Семежево, Беларусь
Цари-солдаты другие персонажи обряда "Колядные цари" в Семежево, Беларусь

Колядных царей обычно семь – это молодые неженатые мужчины. Для представления они переодеваются в белые брюки и сорочки, а грудь перевязывают крест-накрест широкими лентами, чтобы было сходство с военной формой XVIII века. На головы надевают высокие шапки, украшенные разноцветными лентами, а шею обматывают пестрым женским платком.

Туристы фотографируются с солдатами во время обряда "Колядные цари", Семежево, Беларусь
Люди веселятся на обряде "Колядные цари" в деревне Семежево, Беларусь
Туристы фотографируют Колядных царей, Семежево, Беларусь

Образ готов. Теперь «цари-солдаты» маршируют из дома в дом, показывая шутливое представление: в нем царь Максимилиан побеждает Мамая, требующего у него дань. Помимо самих «царей», в обряде участвуют и другие персонажи: Дед, Баба и Лекарь. Дополняют действо танцы, песни, прибаутки и поздравления. По окончании выступления хозяева каждого дома одаривают артистов, и все довольны.

Чтобы обойти все дома, нужно немало времени, так что представление продолжается и вечером. «Цари» маршируют в свете факелов, и смотрится это еще более эффектно.

Как посмотреть

Цари-солдаты показывают шутливое представление из народной пьесы  «Царь Максимилиан», Семежево, Беларусь
Цари-солдаты показывают шутливое представление, Семежево, Беларусь
Цари-солдаты показывают шуточное представление у дома жителя деревни Семежево на обряде "Калядныя цары", Беларусь

Обряд «Колядные цари» проходит только в одном месте в стране и лишь раз в году – деревне Семежево Копыльского района Минской области, на Новый год по старому стилю. Если хотите вживую увидеть уникальный обряд и поучаствовать в празднике, есть два варианта. Первый – отправиться в составе экскурсионной группы, второй – поехать самостоятельно.

Цари-солдаты и другие персонажи обряда "Калядныя цары" ожидают угощения у дома хозяина, Семежево, Беларусь
Выступление солдат и других персонажей во время обряда "Калядныя цары", Семежево, Беларусь
Цари-солдаты маршируют от дома хозяина, Семежево, Беларусь

Семежево находится примерно в 130 километрах к югу от Минска. Если будете добираться самостоятельно, можно выбрать дорогу Р-23 на Слуцк, а от Слуцка повернуть направо, на дорогу Р-43. Координаты Семежево для навигатора следующие: 52.961505, 26.999838.

Цари-солдаты маршируют от дома жителя деревни Семежево во время обряда "Калядныя цары", Беларусь
Окончание обряда "Калядныя цары" в Семежево, Беларусь

Что посмотреть рядом

Если поедете на знаменитый обряд в Семежево, то можно заодно осмотреть и кое-какие достопримечательности в окрестностях. Кратко скажем о самых интересных.

Лешня

В деревне Лешня Копыльского района советуем полюбоваться церковью Святого Георгия. Это эффектный памятник деревянной архитектуры, построенный в начале прошлого века. Обилие резьбы и необычный декор придают храму запоминающийся и оригинальный облик.

Киевичи

В Киевичах тоже есть интересная церковь – Вознесенская. Она построена в конце XIX века в ретроспективно-русском стиле. Затем храм долгое время был заброшен, но сейчас потихоньку восстанавливается.

Кунцевщина

В деревне Кунцевщина Клецкого района есть сразу несколько достопримечательностей. Во-первых, это остатки бывшей усадьбы Войниловичей. Можно увидеть спиртзавод и хозяйственные постройки, а вот сам усадебный двор, увы, не сохранился.

Во-вторых, в Кунцевщине есть церковь Казанский иконы Божией Матери. Она представляет собой довольно простенький, но приятный деревянный храм XIX века.

Красная Дуброва (Мокраны)

В этой деревне тоже когда-то находилась усадьба Войниловичей. Как и в Кунцевщине, усадебный дом не уцелел. Зато можно увидеть руины бывшего маслозавода XIX века. Большое и эффектное здание больше напоминает дворец, так что можно по ошибке даже принять его за господский дом.

В той же Красной Дуброве находятся руины бывшей православной церкви, освященной во имя Святого Георгия. Рядом с ней можно увидеть надгробия, оставшиеся от старинного кладбища.

Тесновка

А в деревне Тесновка Клецкого района можно полюбоваться тем, что осталось от бывшей усадьбы Лабецких. Сохранились руины главного дома, амбара и конюшни, а вокруг них – фрагменты парка.