Дворянская усадьба, ставшая очагом революционной деятельности: согласитесь, подобное сложно представить! Но и такие случаи бывали в прошлом. Пример тому – старинная усадьба Бонч-Осмоловских в агрогородке Блонь Пуховичского района. Настоятельно советуем ее посетить, ведь здесь вы найдете и интересную архитектуру, и необычную историю, и приятную музейную экспозицию. Да и добираться легко. Рассказываем подробнее.
Зарождение усадьбы

Фото: strada.by
Сама Блонь известна с 1513 года и сменила много владельцев, в числе которых были представители семейства Бака. Адам Бака был мстиславским казначеем, а его сын Иосиф – миссионером и принадлежал к ордену иезуитов. В 1742 году он основал в Блони деревянный костел, а спустя несколько лет построил и резиденцию иезуитской миссии. Есть легенда, что оба здания соединялись подземным ходом, но если и так, то его пока не нашли.
Когда Иосиф Бака скончался, Блонь стала собственностью иезуитского ордена. Но вскоре его деятельность оказалась под запретом, так что местечко опять начало менять хозяев. Среди них были Панинские и Оссовские. Когда Антон Оссовский стал участником восстания 1863 года, имение конфисковали власти Российской империи. А затем продали его (по очень выгодной цене) Иосифу Бонч-Осмоловского, статскому советнику и председателю минского суда.
При Бонч-Осмоловских

Фото: strada.by
Иосиф вложил немало сил в развитие своего нового владения. При нем усадьба включала главный дом (вероятно, перестроенный из бывшей иезуитской резиденции), флигели, мельницу, баню, беседки. Да и хозяйство процветало: в имении был свой крахмальный завод, молочная ферма, сыроварня и маслобойня, рабочие мастерские.
Иосиф Бонч-Осмоловский был, скажем так, идеологически надежным с точки зрения государства чиновником. Но детей не выбирают, и его сын Анатолий пошел по совсем иной дороге. Когда он учился в университете в Петербурге, то подхватил революционные идеи, которыми полнилась студенческая среда второй половины XIX века. И, вопреки нежеланию отца, Анатолий вовлекся в революционную деятельность и примкнул к народникам.
Так сын дворянина стал пропагандировать равенство прав разных социальных классов, выступал перед рабочими и осуждал аристократию, несмотря на собственную принадлежность к высшему обществу. В 1879 году Анатолия Бонч-Осмоловского отчислили из учебного заведения, и он вернулся на родину.
Так совпало, что в то же время скончался и его отец Иосиф. Имение он завещал сыну, но с одним условием: не продавать усадьбу. Возможно, отец боялся, что наследник избавится от имения и пустит вырученные средства на нужды грядущей революции.
Что ж, последнюю волю отца пришлось уважить. Но сделал это Анатолий несколько своеобразно. Он стал владеть имением и даже немало сил вкладывал в его процветание, защищал интересы крестьян и рабочих (это согласовывалось с его идеологией). Но при этом он превратил усадьбу в настоящий очаг революции.
Новый хозяин проводил агитацию среди жителей Блони, устраивал встречи с единомышленниками в стенах отчего дома, собирал революционную литературу. Да еще и жену выбрал под стать: народницу Варвару Ваховскую, которая уже успела три года отсидеть в тюрьме за революционную деятельность. Их дети учились и работали наравне с крестьянами Блони. Вот так дворянское гнедо превратилось в оплот вольнодумства и крамолы (по крайней мере, с точки зрения царских властей).
Дальнейшая судьба

Фото: strada.by
Блонская революционная организация достигла пика развития в начале XX века. Но затем правда о ее деятельности всплыла, и Анатолия арестовали. Год он провел в заключении, а затем был освобожден. Но усадьбу он покинул навсегда в 1917 году. Примечательный факт: двое из сыновей революционера стали жертвами репрессий в 1930-х годах. Родион был убит на допросе в 1938 году, а Глеб три года провел в лагерях. Такая вот ирония судьбы.
Но возвращаемся в усадьбу. После революции она временно служила жилым домом, а затем в ней размещался завод. Вторую мировую войну бывшая усадьба пережила благополучно, дом не пострадал. А в 1993 году сюда переехал Пуховицкий районный краеведческий музей. Он здесь действует и поныне.
А в 2012 году произошло еще кое-что интересное. В бывшую усадьбу на организованную встречу съехалось около 30 потомков рода Бонч-Осмоловских из разных стран мира: России, США, Германии, Канады. Встреча была приурочена к 500-летию рода. Потомки подарили музею довольно много вещей из семейных хранилищ, так что коллекции существенно пополнилась. К слову, тогда же руководство музея отреставрировало здание, снабдило его новой крышей и облагородило территорию.
Что посмотреть сейчас

Фото: strada.by
Усадебный дом Бонч-Осмоловских – памятник архитектуры позднего классицизма (по другому мнению – эклектики). Он представляет собой деревянное прямоугольное в плане одноэтажное здание на берегу речки Титовки. Главный фасад оформлен с помощью широкого входного портика с колоннами тосканского ордера (разновидность дорического). Тимпан фронтона украшен окном-люкарной.
Торцы здания решены в виде лоджий и тоже дополнены колоннами. Симметрию дома нарушает двухэтажный ризалит, пристроенный к левому торцу в начале XX века. Он смотрится довольно оригинально и напоминает башенку. Обшивка стен дома коричневая, а колонны и декор оконных наличников – белые, так что создают приятный контраст.
Усадебный дом находится на высоком берегу, и вокруг него сохранились остатки старинного парка. Он был небольшой (около четырех гектаров) и тянулся вдоль реки. В прошлом сад и пойма реки соединялись красивой липовой аллеей. В комплекс бывшей усадьбы входят еще два сохранившихся здания: крахмальный завод и дом для прислуги; оба построены в XIX веке.
А что внутри? Здание имеет анфиладную планировку, в центре расположен вестибюль. В комнатах бывшей усадьбы находятся музейные экспозиции. Можно познакомиться с историей, культурой, традициями и природой Пуховичского района, его судьбой в военные годы, наследием известных личностей. Есть коллекции мебели, посуды, предметов старинного быта, инструментов, археологических находок и так далее.
А отдельный зал посвящен тем самым Бонч-Осмоловским. Он оформлен в виде рабочего кабинета Анатолия. Именно здесь разместились подаренные представителями рода личные вещи: старинные предметы мебели, зеркало, фотографии, часы, посуда. Есть даже ящик, где революционер прятал запрещенную литературу. А еще можно увидеть генеалогическое древо рода, составленное Мариной Бонч-Осмоловской.
А что еще?

Фото: strada.by
Если вы неравнодушны к деревянной архитектуре, то в той же Блони советуем увидеть Троицкую церковь. Она построена в 1826 году и имеет черты классического стиля, совмещенные с традициями деревянного зодчества.
Храм имеет нестандартный фисташковый оттенок стен, вход оформлен необычайно высоким четырехколонным портиком. Колокольня – восьмерик на четверике, основной объем здания венчает восьмигранный световой барабан с куполом. В 30-х годах служивший в церкви священник Александр Шалай был расстрелян за неповиновение советским властям и позже признан мучеником.
Также дадим пару советов, что увидеть по пути. Например, прямо на подъезде к Блони со стороны Минска трасса украшена огромным арт-объектом «Земной шар». А если завернете в Марьину Горку, то сможете полюбоваться эффектным усадебным домом Маковых XIX века.
Ну и еще. Ваш маршрут в Блонь наверняка будет пролегать мимо Дукоры. Музейный комплекс «Дукорский маёнтак» – это маст-визит, считаем мы. Но учтите, что там вы можете застрять надолго: очень уж интересное место.
График работы и цены музея в Блони

Фото: strada.by
Краеведческий музей в усадьбе Бонч-Осмоловских работает с 09:00 до 18:00, выходные дни – понедельник и вторник. Взрослый билет стоит 5 byn, а для детей и школьников стоимость составит 2 byn. Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно, в зависимости от размера группы.
Как добраться до усадьбы Бонч-Осмоловских
Доехать до Блони из Минска очень просто: вся дорога проходит по трассам М-4 и М-5, расстояние – около 60 километров. А сама усадьба находится на улице Санаторной, 5, координаты: 53.526335, 28.192406. Также можно воспользоваться общественным транспортом: до Марьиной Горки ходят автобусы и поезда, а оттуда можно добраться до Блони пешком, маршруткой или на такси.
Фото обложки: strada.by

